Пирогов Николай Иванович (биография от Шалопая)
Вы никогда не задумывались о том, как делали наркоз при хирургической операции, скажем, раненым участникам Бородинского сражения? Отвечу – или никак, или водкой внутрь, или поленом по голове. И молодой врач Николай Пирогов, получив хирургический диплом, пришел к выводу, что все три метода оставляют желать лучшего.
Вундеркинд из многодетной семьи
Тринадцатый ребенок в семье! Это не шутки. Не удивительно, что родители чего-то напутали с годом рождения Коли – то ли 1808-й, то ли 1810-й… официально признана вторая дата.
Как было принято тогда у дворян, учебу Коля начал в домашних условиях, а в 12 лет его отдали в частный пансион. Пробыл он там недолго – пришлось уйти из-за материальных сложностей (неудивительно – при такой многодетности!).
Однако учился парень так хорошо, что отколол неожиданный номер – взял и поступил в Московский университет на медицинский факультет! На дворе стоял 1824-й год. Посчитали? То-то и оно! Правда, в заявлении на поступление Коля, не задумываясь, заявил, что ему 16 лет (может, таки в 1808-м родился?). Но представьте, какой шум поднялся бы сейчас при появлении в университете хотя бы 16-летнего студента? А тогда ничего – сочли, что все нормально.
Все было нормально и далее. Вундеркинд отучился на медицинском и в 1828 году был отправлен в так называемый Профессорский институт в е, где готовили преподавателей для вузов. В 1833 году он защитил диссертацию на степень доктора медицины (это как кандидат медицинских наук сейчас) и отправился доучиваться в Берлин. По возвращении оттуда в 1836 году Николай Пирогов был назначен профессором хирургии в Дерптский университет (сколько лет было профессору – сами посчитайте).
Хирург с характером
Далее биография Пирогова делится на 2 части: медицинскую и педагогическую. При этом в обеих сферах он проявил себя человеком с характером, категорически не желающим принимать за данность что-либо только потому, что «так все делают».
В частности, Пирогову не нравилось, что ранения конечностей в подавляющем большинстве случаев лечат путем ампутации пораженного органа (еще бы головную боль гильотиной пользовали!), а смертность больных во время операций прямо-таки зашкаливает. И он пришел к революционному выводу: это получается потому, что врачи режут пациента, фактически не зная, где у него чего расположено. В результате операция часто оказывается опаснее болезни или раны. И Пирогов решил сам изучать анатомию и студентов своих ей обучать путем… вскрытия трупов.
Почему этого не делали ранее? Да потому, что считалось, что это «не комильфо». Но Пирогов стал вскрывать трупы – и в результате создал и опубликовал полный атлас человеческой анатомии. Теперь можно было делать операции, нанося пациенту повреждения по минимуму.
Вы думаете, он на этом остановился? Ничуть не бывало! Хирург-революционер начал оперировать поврежденные конечности, а не отрезать их. Он стал накладывать на переломы и вывихи повязки с крахмалом (а потом и с гипсом) вместо деревянных лубков изобретения особо талантливого питекантропа. Мало того – он стал совершать хирургические вмешательства, вводя пациента в бессознательное состояние с помощью маски с эфиром (этот метод и сейчас иногда используют!), чтобы пациент и сам не мучился, и врачу воплями и дерганьем не мешал. И кому он делал обезболивание – военным!
В 1854 году хирург Пирогов отправился на фронт – в осажденный врагом Севастополь. Он делал там операции – прямо в окопе, под обстрелом, но и под наркозом! Главный хирург Севастополя решительно сохранял поврежденные руки и ноги солдат, теоретически и практически подготовил многочисленный корпус медсестер и ввел сортировку раненых (кого на месте аварийно оперировать, а кто и до тылового госпиталя потерпит). Это резко увеличило выживаемость раненых (куда меньше народу теперь умирало от неоказания помощи или по дороге в госпиталь) и сохранение ими боеспособности (ведь без ноги или руки воевать проблематично).
Ученый выезжал еще и в Болгарию во время войны 1877-1878 гг. В результате им были заложены основы дисциплины «военно-полевая хирургия», и многие пироговские принципы используются без изменений и сейчас.
Позже Пирогов сосредоточился на преподавательской деятельности. Он был начальником сперва одесского, а потом Киевского учебного округа. В 60-е годы ученый проживал за рубежом, руководя русскими студентами, отправленными на обучение в Гейдельберг (и заслужил их большое уважение).
Последние годы хирург провел в имении под Винницей, где создал бесплатную больницу для местных жителей. Он был дважды женат и оба раза удачно (просто первая супруга рано умерла). От первого брака было двое сыновей. Оба стали учеными, но дело отца не продолжили: старший избрал физику, младший – историю.
А еще Николай Иванович отличался любовью к людям. Не в общем (как часто бывает), а к реальным, конкретным людям. Взять хотя бы рассказ Куприна «Чудесный доктор» — это о нем. Прочтите, не пожалеете!
Лекарь для Гарибальди
При всей удачности карьеры Пирогова власти не всегда были к нему благосклонны. Действительно, это ж надо было додуматься – ехать оперировать бунтовщика Джузеппе Гарибальди, причем бесплатно! Да еще настолько успешно, что у бунтовщика остался полный комплект ног (другие доктора по старинке предлагали одну, раненую, отрезать)!
Инцидент с Гарибальди произошел в 1862 году. А до этого Пирогов еще исхитрился заявить императору Александру 2, что Россия проиграла Крымскую войну из-за многочисленных недостатков в организации армии, и потрудился перечислить их все!
Педагогические принципы хирурга тоже вызывали сомнение. Он (жутко сказать!) полагал, что система школьного образования должна готовить не профессионала, а человека с широким кругозором! Пирогов заверял, что ученики должны учиться не зазубривать урок наизусть, а думать! И вообще – он полагал, что образование должно быть обязательным, всеобщим и светским! Хорошо еще – атеистом себя никогда не объявлял…
«Пироговкой» до недавних пор в Киеве именовали анатомический центр. А разные вооруженные конфликты во всем мире забирают сегодня меньше жизней, чем раньше – в том числе потому, что пострадавшим в них помогают по системе Пирогова.