Моцарт (биография от Шалопая)
Прожив всего 35 лет, этот композитор оставил грандиозное наследие – более 600 произведений, среди которых около 50 симфоний, 32 концерта и 23 театральных музыкальных произведения. Но запас времени у него был, ведь сочинять музыку Вольфганг Амадей Моцарт начал в 5 лет…
Хорошая наследственность
Столь рано начавшаяся творческая биография имеет в основе хорошую наследственность – отец композитора, Леопольд Моцарт, тоже сочинял музыку и был профессиональным придворным скрипачом архиепископа Зальцбурга. Старшая сестра Вольфганга, Мария Анна, тоже отличалась музыкальной одаренностью.
Будущий композитор появился на свет 27 января 1756 года, а в трехлетнем возрасте он уже «бряцал» на клавесине, подражая музыкальным урокам отца и старшей сестры.
Семья была не бедной, но в школу дети не ходили вовсе – отец обучал их сам, дома. Он был образованным и довольно требовательным преподавателем – кроме музыки, маленький Вольфганг учил все общеобразовательные предметы, а также латынь, итальянский и французский языки. Но знаете, что интереснее всего? Ему это нравилось! Учился мальчик с огромной охотой, и все у него получалось.
Заметив у маленького сына интерес к музыке, папа Леопольд попробовал заниматься с ним. Результат превзошел все ожидания – Вольфгангу было 5 лет, а Леопольд уже записывал за ним его небольшие музыкальные импровизации (сам композитор искусства письма еще не освоил).
Тогда отец (заметивший музыкальную одаренность и в дочери) решил «продвинуть» талантливых наследников. Для этого было необходимо организовать их выступления перед влиятельными особами. В 1762 году Леопольд повез детей «на гастроли» в Мюнхен. С этих пор вся жизнь Моцарта была связана с музыкой.
Карьера вундеркинда
На начальном этапе Моцарту нужно было зарекомендовать себя в качестве исполнителя – этого требовали правила того времени. Творчество следовало отложить на потом, когда авторитет музыканта будет признан «сильными мира сего». Леопольд Моцарт все это знал, почему и повез детей в концертное турне.
В 1762-1766 годах брат с сестрой выступили в Вене перед императорским двором, в Париже перед Людовиком XV и всесильной маркизой Помпадур, в Англии при королевском дворе. Везде их ждал оглушительный успех. Австрийская императрица Мария-Терезия даже подарила юным Моцартам придворные костюмчики и позволила им играть со своими младшими детьми. В Англии другом и учителем юного Вольфганга стал один из сыновей великого И.С. Баха – Иоганн Христиан (несмотря на то, что был уже взрослым мужчиной). На концертах Вольфганг исполнял импровизации без подготовки, играл вслепую и с закрытой полотном клавиатурой (это просто трюки, но подумайте, сколько мастерства надо для их выполнения!).
О гастролях Моцарта рассказывают две интересные истории. Однажды во время концерта в зал вошла кошка. Юный музыкант бросил играть, подбежал к ней и начал гладить, а на призыв отца вернуться и продолжить выступление ответил, что клавесин может подождать, а кошка может уйти. Зрители были в восторге. В другой раз, после выступления перед австрийской императорской семьей, семилетняя эрцгерцогиня (царевна, по-нашему) Мария-Антуанетта вызвалась показать Моцарту (который был ее ровесником) императорский дворец. Во время осмотра Вольфганг поскользнулся и упал, а девочка помогла ему подняться. Тогда музыкант заявил, что хочет жениться на ней из благодарности. Австрийский двор с юмором отнесся к этому предложению, но, может быть, стоило его принять – впоследствии Мария-Антуанетта вышла замуж за французского короля Людовика XVI и была казнена вместе с ним.
Первый этап был пройден – теперь Вольфганг Амадей мог заявлять о себе как о композиторе. Его первая опера появилась в 1767 году – автору было 11 лет! Не успев достигнуть совершеннолетия, Моцарт успел написать 4 оперы, 13 симфоний, несколько произведений церковной музыки, не говоря уж о мелких пьесах.
В 1770-1774 году композитор побывал в самой музыкальной стране – Италии, затем совершил еще одно европейское турне. Если денежные результаты бывали разными, то факт стремительного роста юного дарования сомнений не вызывал. Существует легенда, что в 1770 году Моцарт посетил Ватикан и там услышал Miserere, величественное музыкальное хоровое произведение Григорио Аллегри, которое больше 100 лет исполнялось только 1 раз в год и только в Сикстинской капелле. Произведение это было очень сложным, а ноты его запрещалось распространять. Придя домой, Вольфганг безошибочно записал их по памяти.
Уже в юности стало ясно, что Моцарт станет «революционером» в музыке. У него решительно не получались оперы на античные легендарные сюжеты, считавшиеся тогда эталонными (он пробовал их писать, но получалось не лучше, чем у прочих). Зато веселые менуэты он не только отлично сочинял, но и охотно отплясывал. Это почему-то не мешало ему преуспевать и в церковном жанре.
Придворный музыкант
Дальнейшая карьера композитора развивалась как путь придворного музыканта. В 1779 году он стал придворным органистом зальцбургского архиепископа, но вскоре рассорился с ним. В 1781 году Моцарт переехал в Вену, где быстро завел знакомства в придворных кругах и набрал много учеников. Ему часто приходилось выступать перед императором Иосифом II и получать от него заказы. Композитор хорошо зарабатывал и жил на широкую ногу. Удачно складывалась и личная жизнь – в 1782 году (к неудовольствию отца) композитор женился на любимой девушке, Констанции Вебер. К сожалению, четверо из их 6 детей умерли в младенчестве.
Однако карьера Вольфганга складывалась не безоблачно – его музыка была слишком оригинальна, а титулованные слушатели предпочитали что-нибудь традиционное (не стоит думать, что они все поголовно были интеллектуалами!). Особенно явно это проявилось в истории с оперой «Свадьба Фигаро», которую Моцарт писал в условиях своеобразного конкурса, а его противником выступал любимый композитор императора Антонио Сальери. Он и выиграл, хотя сам считал свою победу незаслуженной. Провалился в Вене и «Дон Жуан» (1788 год), до того с огромным успехом шедший в Праге.
В декабре 1787 года Моцарт получил должность придворного императорского композитора с приличным окладом. Но работа эта ему не слишком нравилась (приходилось писать в основном танцы для маскарадов, а Моцарт обоснованно полагал, что перерос этот уровень лет эдак в 10), а денежные дела были не в порядке из-за болезней членов семьи. Так что закончил композитор жизнь если не в нищете, то с долгами и в стесненных обстоятельствах. Он умер в Вене 5 декабря 1791 года.
Невиновный Сальери
Смерть Моцарта окружена множеством легенд. Во многом в их появлении повинен А.С. Пушкин, поверивший чьим-то сплетням. В одной из своих «Маленьких трагедий» он представил приятеля и соперника Моцарта, композитора Антонио Сальери, завистником и отравителем. На деле же гений умер по вполне природной причине – от болезни почек и ревматизма, осложненных инфекцией. Это случилось как из-за тяжелых болезней в детстве, так и из-за проблем с деньгами, смерти детей и частых болезней жены. Похоронили его хоть и скромно, но вовсе не как нищего – эта легенда тоже неверна.
Но в жизни композитора есть подлинные интересные факты, о которых творцы легенд забывают. Так, у Моцарта было специфическое чувство юмора – даже сейчас его могли бы счесть дурным тоном (а как еще относиться к остротам на тему туалета и производимых в нем действий?). Он любил светские развлечения и отлично играл на бильярде. А бедняга Сальери – и вовсе жертва клеветы. Он не только не убивал Моцарта – он был его большим поклонником, способствовал его карьере и даже на собственный риск возобновил в 1785 году постановку «забракованной» венценосными слушателями «Свадьбы Фигаро». Он считал эту оперу гениальной и во всеуслышание бесстрашно заявлял об этом, а современники и потомки обвинили его в убийстве ее автора! Вы только представьте себе, каково это?!
Объединив в своей музыке традиции и стили нескольких народов и школ, Моцарт сумел сделать ее неповторимой. Он жил и работал так стремительно, что его жизнь просто не могла быть долгой – он все положенное успел за 35 лет.