Джузеппе Верди (биография)
Жизнь этого композитора напоминает историю Золушки. Началась она трудно и довольно-таки бесперспективно. Но встреча с «доброй феей» (в лице некоего коммерсанта) все изменила. И во второй половине жизни у Верди были и любимое дело, и известность, и материальное благосостояние, и личное благополучие.
Бедный талант
Джузеппе родился в октябре 1813 года в итальянской деревне ряжом с городом Буссето. Семья у него была порядочная и дружная, родители сына любили, и было тут только одно «но» – всегда не хватало денег. Отец содержал деревенский трактир, мать подрабатывала ремеслом пряхи.
Помогать в местной церкви маленький Джузеппе начал ради заработка. Но церковный органист заметил его одаренность и стал учить малыша основам музыкальной грамоты. Родители, несмотря на все свои материальные затруднения, поощряли увлечение сына.
Джузеппе было 10 лет, когда он встретил свою «фею». Это был богатый купец из Буссето по фамилии Барецци. Он был любителем музыки, и решил выступить меценатом при талантливом мальчике. Я так думаю, что сказались не только способности, но и отсутствие «заскоков», свойственных многим талантливым людям.
Нет, мгновенного чудесного превращения не случилось. Джузеппе еще много лет прожил в бедности. Но все же его жизнь изменилась – Барецци помог ему поступить в гимназию и найти учителей музыки. Подросток не только стал осваивать азы композиции, но и приобрел общую культуру, в частности, познакомился с классической литературой.
В миланскую консерваторию его не приняли, но он сумел найти в этом городе частных учителей и многое усвоил, просто посещая театр. У Верди появились влиятельные знакомые, чему немало способствовал тот же Барецци. В его доме молодой композитор дал свой первый концерт – в 17 лет.
Потом ему пришлось давать уроки музыке дочери Барецци Маргарите, и у молодых людей завязался роман. И папа не возражал – в 1836 году состоялась свадьба.
Оперный композитор
Во время недолгой жизни в молодости в Милане Верди решил стать театральным композитором. Так он и поступил – львиную долю его творческого наследия составляют оперы. Первая из них («Оберто, граф Бонифачьо») была поставлена в знаменитом театре Ла Скала в 1839 году. Творчество Верди было хорошо воспринято публикой, и композитор тут же получил от театра новые заказы.
Интересно, что Джузеппе постоянно вслушивался в окружающие звуки и наиболее интересные заносил в специальную записную книжку, которую всегда носил с собой.
Профессиональная биография оказалась гладкой – провалов у Верди не было. Он написал 26 опер, и все они хорошо принимались публикой (хоть и в разной степени). Верди ставили не только в Италии, но и в ведущих театрах других стран. Он даже специально писал оперы по иностранным заказам (например, парижской Оперы, Императорского театра Санкт-Петербурга и даже правительства Египта) или переделывал под потребности иностранцев свои произведения, создавая варианты.
Хотя некоторые произведения Верди сейчас «вышли из моды», многие его оперы не сходят с подмостков. «Трубадур», «Кармен», «Риголетто», «Аида», «Дон Карлос», «Набукко», «Бал-маскарад» постоянно идут в театрах всего мира, а «Травиата» считается абсолютным мировым лидером по числу постановок и частоте исполнения.
Оперы Верди почти сразу «разбирали на цитаты» – особая мелодичность и живость нравились не только профессиональным певцам, но и просто не лишенным слуха любителям, коих в Италии уйма. По этой причине в профессиональной биографии музыканта появились интересные факты почти мистического свойства. Когда в 1853 году в Венеции готовились к премьере «Риголетто», в театр ни под каким видом не пропускали посторонних, а за артистами откровенно следили – чтобы они никому ничего не напели. Импресарио был уверен – если венецианцы услышат хоть раз «Песенку герцога», капут премьере, ибо этот мотив немедленно выучит весь город.
И что – за неделю до первого спектакля уже пол-Италии распевало «Сердце красавиц склонно к измене…»! Как тайна вышла наружу – никто так и не понял, но факт остается фактом. Но премьере это никак не повредило…
Верди получал хорошие гонорары, купил собственное поместье. И коллеги уважали и ценили его. А он интересовался их достижениями. Единственный с кем он почему-то не ладил – Рихард Вагнер. Но при этом после смерти «противника» Верди перенял кое-что из его творческой манеры.
А еще Джузеппе на свои деньги открыл дом для престарелых музыкантов (молодец, я считаю).
Кроме музыки он интересовался политикой, был депутатом парламента и даже сенатором.
Личная жизнь Верди
В личном плане у композитора тоже оказался неудачная молодость. Он любил супругу, Маргариту Барецци, у них родились сын и дочка. Но оба ребенка не дожили и до 2 лет. А затем в возрасте 26 лет от энцефалита умерла и Маргарита.
Долгое время после смерти жены Верди не заводил отношений с женщинами и еще дольше не рисковал жениться. Но в 38 лет он познакомился с Джузеппиной Стреппони, известной оперной певицей на закате карьеры. Это был серьезный роман серьезных, состоявшихся людей. Хотя долгое время пара жила без официальной регистрации брака, в конце концов состоялось и это. Детей у Верди и Стреппони не было, но сами отношения сложились благополучно. Композитор пережил и вторую супругу (ненадолго).
Последнюю оперу Верди написал в 80 лет, хотя уже с 1871 года он «ушел на пенсию» и стал работать медленно, без напряжения. Он умер в Милане в 1901 году от последствий инсульта.
А миланская консерватория, куда Верди когда-то не приняли, теперь носит его имя…