Лобачевский Н.И. (биография)

Николай Иванович Лобачевский при жизни не сумел доказать перспективность своих главных научных выкладок. Однако это не означает, что его научная карьера не задалась.

Детство Николая Лобачевского

Николай Лобачевский – фигура известная, да и жил он не так уж давно (год рождения – 1792-й). Однако его биография (особенно ранняя) известна неожиданно плохо.

Место рождения Лобачевского — Нижний Новгород и был он средним сыном чиновника-геодезиста. Больше о папе будущего ученого фактически ничего не известно; мало того – исторические сплетни утверждают, что он и вовсе не папа, а только «даритель имени», а мама нагуляла всех трех сыновей «налево». Впрочем, отец не смог оказать на сына большого влияния, так как умер в 1800 году, когда Коля был еще слишком мал. Богатой семья не была, и в 1802 году мать отдала сразу всех сыновей в Казанскую гимназию «на казенное содержание».

Несмотря на такой малопочетный статус, Коля устроился в гимназии неплохо. Учился он хорошо и охотно, особых проблем не имел. Когда он уже заканчивал курс (в 1805 году) в Казани открылся университет. На следующий год выпускник гимназии Николай Лобачевский держал туда экзамены, но поступил только со второго захода.

В университете юноша поначалу интересовался химией, но под влиянием специалистов, приглашенных из Германии, перекинулся на математику. В его студенческой жизни тоже немало загадок. Если поначалу Николай Лобачевский числился примерным студентом, то после «экватора» он внезапно стал характеризоваться как нарушитель дисциплины, человек излишне самоуверенный и склонный к вольнодумству.

Впрочем, накладываемые за это взыскания не помешали молодому человеку в 1811 году закончить обучение. Учился он хорошо, пользовался уважением преподавателей, и после получения магистерской степени остался работать в университете. С родным учебным заведением оказалась связана вся его научная карьера.

Научная карьера Лобачевского

Университетская карьера Лобачевского сложилась довольно успешно. Его сразу допустили до чтения лекций, в 1816 году утвердили экстраординарным профессором (в современной образовательной системе РФ аналог этому статусу найти трудно). Получить профессорское звание в столь молодом возрасте было очень круто! В 28 лет молодой человек стал деканом физико-математического факультета, а в 1827 году – ректором, и оставался им до 1845 года.

Лобачевский был хорошим руководителем, интересовался как научной, так и чисто хозяйственной деятельностью университета, строил учебные корпуса и лаборатории, пополнял библиотеки и научные коллекции. Он начал издание «Ученых записок Казанского университета» – теперь наличие такого периодического издания считается важной частью научной работы почтенного вуза. Он занимал также должность попечителя Казанского учебного округа и немало сделал для развития образования в регионе.

Математик был в относительно хороших отношениях с начальством, имел немало правительственных наград, в 1838 году получил дворянский титул и герб. Однако материальное его положение всегда было не блестящим, а в конце жизни он и вовсе разорился, продал за долги имение и жил весьма скромно.

Чисто научная карьера ученого развивалась далеко не так гладко. Дело было в излишнем новаторстве – Лобачевский подверг сомнению то, в чем сомневаться не полагалось, а именно одну из аксиом Эвклида (о параллельных прямых). Его пространственную геометрию осуждали, ибо не понимали и понять в то время не могли. Кстати, ученый утверждал, что сумма углов треугольника не 180°, а меньше. Геометрия Лобачевского оказалась востребована много позже; в частности, без нее нельзя было бы проводить вычисления для космических полетов. Ставили ученому в вину и меньшие грехи, в частности, приверженность «республиканской» метрической системе! Из-за этого впоследствии возникли немалые проблемы с обработкой и публикацией научного наследия математика.

Вольнодумец в системе

В жизни Николая Ивановича имеются также интересные факты, иллюстрирующие его необычное умение сочетать вольнодумство с умелым вхождением в существующую систему отношений. Так, Лобачевский оказался одним из немногих казанских университетских преподавателей, сумевших поладить с одиозным попечителем учебного округа М.Л. Магницким, прибывшим в Казань в 1819 году.

Этот бывший соратник М.М. Сперанского умел в прыжке не то что переобуваться – шнурки гладить. Уловив, что либерализм ныне не в тренде, он превратился в столь рьяного клерикала, что даже не склонному к атеизму высшему обществу тех лет мерзко стало. Казанский университет он вообще хотел закрыть – хорошо, царь помешал. Но Магницкий превратил его в отвратный гибрид казармы и монастыря, исхитряясь насаживать поповщину в самом худшем смысле даже в преподавание медицины.

И единственным факультетом, понравившимся этому инквизитору, оказался… физико-математический! Мало того – сей ревнитель веры сам поспособствовал назначению на пост его декана Лобачевского, в юности замеченного в «признаках безбожия»! Как такое возможно? А кто его разберет!

Впрочем, вскоре Лобачевский поссорился-таки с богобоязненным попечителем – видать, и у него нервы не выдержали. А в 1826 году Магницкого сняли с должности за особо масштабное казнокрадство (очевидно, вполне увязывающееся с повышенной религиозностью), и университет в Казани снова зажил нормально.

В личной жизни математика ничего особо занимательного не было. Он женился в 1832 году на молоденькой девушке, В.А. Моисеевой и жил с нею всю оставшуюся жизнь. У них было 7 детей, хотя возможно, что еще кто-то умер при рождении.

Ученый умер в 1855 году. К тому времени у него был немалый букет болезней плюс потеря зрения. Его последние работы записывались учениками под диктовку.

Потом прошло время – и геометрия Лобачевского стала общепризнанным научным фактом. Ее автор об этом не узнал. Но ведь для ученого слава никогда не находится на первом месте…

…или находится, как ты думаешь?