Кулибин И.П. (биография)
Сейчас в России его имя является условно-символическим обозначением изобретателя-энтузиаста, и это справедливо. При жизни Ивана Петровича Кулибина тоже ценили. Вот только реализованы были только придуманные им игрушки и развлечения, а серьезные проекты как-то никому не понадобились…
Самоучка с амбициями
Иван Петрович прожил долгую и интересную жизнь, и его биография является историей успеха. Родился он в Нижнем Новгороде в 1735 году, отец был небогатым купцом (следовательно, в детстве Ваню научили читать и писать, и он не голодал – на этом все).
Профессию же он решил получить ремесленную (неизвестно, как это получилось, но скорее всего Иван просто был не единственным и не старшим сыном в семье). Он изучал слесарное дело и часовое ремесло, и наверняка учился хорошо – иначе не стал бы тем, кем стал. Но до 30 лет о нем было ни слуху, ни духу – он оставался просто хорошим городским ремесленником, каких много.
Однако у Кулибина явно были амбиции. Иначе не объяснить факт, что в 1764 году он начал делать уникальные по сложности и дороговизне карманные часы – с использованием золота, с несколькими мелодиями и механическим «кукольным театром». Работа отняла 3 года, но полностью удалась. И эти часы Кулибин не продал, а подарил. Но не кому-нибудь, а императрице Екатерине II.
Механик из Академии
И это подействовало! Императрице очень понравился подарок, и она оценила тонкость и сложность работы. После этого карьера Кулибина стартанула вверх на реактивной тяге монаршего благоволения – в 1769 году его назначили заведующим механической мастерской Академии наук.
Должность давала хорошую зарплату, общественное уважение, но главное – возможность получать свежайшую информацию о разных открытиях и технических диковинках и реализовывать собственные задумки. Для Академии Кулибин изготавливал оптические приборы и телескопы, различные станки и навигационные инструменты (это было и полезно, и интересно, поскольку он вводил мелкие усовершенствования в технологический процесс). Мастера-самоучку призывали на помощь при необходимости починить забарахлившую заморскую механическую диковинку. Знать на балах и прочих ассамблеях радовалась оригинальным кулибинским фейерверкам. А он заодно разрабатывал приборы, сооружения и устройства небывалой оригинальности и новизны.
Кулибин придумал простой и эффективный по конструкции веломобиль (он не был пионером в этой области, но его модель имела куда больший КПД, чем прототип Л.Л.Шамшуренкова) и даже сделал опытный образец. Он сконструировал прожектор, в котором одна свечка могла с помощью зеркального отражателя «бить» на 500 шагов (подобное потом использовали на маяках и в световом телеграфе). Изобретатель предложил конструкцию речной баржи, которой не нужны были бурлаки – ее двигала сама сила противного течения. Также Кулибин разработал протезы ног и построил лифт.
Наконец, в 1777 году он защитил в Академии проект моста через Неву. Он должен был быть… деревянным и одноарочным, притом такой высоты, что его не пришлось бы разводить даже при проходе крупных судов с высокими мачтами. Прочность достигалась за счет особой решетчатой конструкции из досок, поставленных ребром. Мост имел 2 яруса – отдельно для пешеходов и повозок и всадников. И.П. Кулибин создал уменьшенную модель своей конструкции, и в присутствии академиков загрузил на нее предельный по проекту груз. Потом он добавил еще немного, потом сам встал сверху, а потом еще и предложил прогуляться по модели всем желающим. Никто не ушибся, модель держала предельный груз с довеском месяц и не показала ни намека на деформацию.
Почему же этот мост нельзя увидеть сейчас в натуре? Да потому, что в то время даже умные царицы и придворные полагали, что все эти технические чудеса – это так, развлечение. Зачем тратиться на новый мост – и так сойдет, лучше бал еще какой забабахать… Веломобиль – круто, но карета все же привычней. И зачем ставить на баржу гребные колеса, если юзать бурлаков проще? Так что демонстрации кулибинских изобретений превратились в интересные факты насыщенной придворной жизни, не более.
Благополучный консерватор
Но судьба изобретателя все равно осталась благополучной. В свете подшучивали над его абсолютной трезвостью и привычкой приходить на придворные ассамблеи в купеческом кафтане и сапогах – но добродушно, с симпатией. А он так же добродушно (и весьма остроумно) огрызался, не испытывая ни малейшей неловкости.
В 1801 году Иван Петрович вышел в отставку (и по современным меркам пора было на пенсию) и стал жить в Нижнем частным лицом с приличным обеспечением, продолжая интересоваться техникой и изобретательством.
Он прожил 83 года – очень много по тому времени. У него было 3 жены (причем последнюю изобретатель взял в 68 лет) и 12 детей. Дома Кулибин предпочитал следовать «доброй старине», но без ажиотажа – так, все его сыновья (5 душ) получили хорошее формальное образование и продвинулись по службе.
Остается пожелать современным «кулибиным» более сознательных и продвинутых высоких покровителей. Таких, которых заинтересуют не только механические игрушки, но и серьезные проекты, полезные для всех.