«Коко» Шанель (биография от Шалопая)

Сейчас ее имя является символом модной «продвинутости», а разработанные ею модели – классикой жанра. Но сама дама классикой никогда не была – она была энергичной, эпатажной и довольно стервозной.

Сирота из провинции

Все началось с того, что счастливого детства у нее не было. О раннем периоде жизни Шанель вообще известно немного, потому что она категорически отказывалась рассказывать об этом. Известно, что родилась она в городе Сегюр в 1883 году. Назвали ее при рождении Габриэль Бонёр (то есть Счастье). Родители не просто принадлежали к низшему классу, но были не лучшими его представителями. Теоретически у девочки были братья и сестры, но во взрослой жизни никого из них рядом не оказалось.

Габриэль было 11 лет, когда умерла ее мать, а отец от детей отказался. Девочка жила то у родственников, то в приюте при монастыре. Там она получила общее школьное образование, а также научилась шить, но очень скучно – воспитанницам приходилось перелицовывать старые вещи и шить себе жуткую унылую форму. Скукотища! Как думаешь, тебе понравилась бы такая жизнь?

Вот и Габриэль, вероятно, была рада сменить приют на работу продавщицы и швеи в модной лавке. Ее работа устраивала и хозяев, и клиенток – они быстро убедились, что у Габриэль отличный вкус. Но ей хотелось чего-то поярче. Она попыталась стать актрисой, но из этого ничего не вышло, и тогда стала подрабатывать певичкой в кабаре. Одним из наиболее популярных ее номеров была шуточная песенка про цыпленка («коко») – так к ней и приклеилось прозвище, вскоре заменившее настоящее имя. Хотя сама Габриэль на цыпленка решительно не походила – она была стройной брюнеткой, для тех лет выше среднего роста (169 см) с выразительной фигурой «песочные часы». Красивой ее назвать было нельзя, но мужчинам она нравилась. И решила использовать это в своих целях.

Модистка из высшего света

Первый состоятельный кавалер, молодой военный Этьен Бальсан ввел свою пассию в «хорошее общество». Девушка шила для себя особые наряды, чтобы не стыдно было там появиться, и они обратили на себя внимание. Бальсан «спонсировал» даму сердца, но она вскоре нашла себе спонсора покруче и переметнулась к Артуру Кэйпелу – английскому предпринимателю, спортсмену и тоже военному.

Отношения с Кэйпелом сложились так, что вскоре он предоставил «Коко» Шанель «неограниченный кредит» из своих личных средств. Предприимчивая молодая женщина открыла магазин эксклюзивных шляп. С этого все и началось. За шляпами последовали платья, жакеты, духи, сумки, украшения – все, о чем может мечтать женщина.

«Модистки» (женщины, разрабатывающие и шьющие одежду на заказ) во Франции считались несчастными женщинами, эдакими «бедными Лизами», всеобщей прислугой, вынужденной заниматься тяжелым, плохо оплачиваемым трудом. Шанель уничтожила этот стереотип. Не она гонялась за заказами, унижаясь перед клиентами – всякие графини-княгини, артистки и любовницы миллионеров искали ее внимания, гордились знакомством с ней и платили ей бешеные деньги за платья и шляпки.

Шанель оказалась ухватистой и жестокой бизнес-леди. Она была очень требовательна и резка с подчиненными, могла уволить «без выходного пособия» даже за незначительное прегрешение. К своим деньгам она относилась трепетно, не желала тратить их «на сторону» и принципиально не делала благотворительных пожертвований. Она могла поддержать родственника или приятеля, но только в том случае, если он лично ее чем-то интересовал.

 

Коллаборационистка и Черчилль

«Коко» Шанель с У. Черчиллем

В результате такого делового подхода к жизни биография отмечена «темными пятнами» весьма неприятного свойства. В период оккупации Франции во время Второй мировой она закрыла свой бизнес, но не из желания отказаться от сотрудничества с оккупантами, а из-за отсутствия спроса. А с оккупантами у нее как раз были довольно теплые отношения – Шанель завела роман с офицером гитлеровской разведки, официально числилась агентом абвера и даже была задействована в попытке организовать сепаратные переговоры гитлеровского руководства с Британией.

После войны все это вскрылось, и модную даму арестовали. И кто вмешался в дело фактически о государственной измене? Сэр Уинстон Черчилль! Неизвестно с какой радости (с ним у Коко романа не было!), но он намекнул кому-то, и модистку просто выслали из Франции. Ничего – в 1954 году она туда вернулась и за 3 года снова поднялась на вершину модного Олимпа!

Она прожила очень долгую жизнь, и умерла легко и быстро в Париже в январе 1971 года. Причина смерти – сердечный приступ. Интересно, что произошло это в отеле «Риц», в апартаментах которого она прожила 37 лет! Лично я бы предпочел жить в собственном доме, а не в гостинице, пусть даже и шикарной.

Личная жизнь иконы стиля: Счастье без счастья

Хотя Шанель вторым именем имела Бонёр, то есть Счастье, этого-то ей в жизни и не досталось. Не зря умные люди говорят, что слишком много романов – все равно, что ни одного.

У Габриэль были какие-то связи еще в пору бедной юности. Известно, что ей довелось сделать криминальный аборт, и это имело последствия – модная дама оказалась бесплодной. Далее поклонники шагали через ее жизнь вереницей, а иногда и шеренгой.

Более всех ей нравился Артур Кэйпел – привлекательный английский богатый плейбой. Он ею тоже интересовался, что не помешало ему жениться на другой. Свадьба их отношений не прекратила, и тогда вмешалась Смерть – в конце 1919 года Кэйпен погиб в автокатастрофе. Но личная жизнь «Коко» Шанель на этом не закончилась – она сама неоднократно утверждала, что в 30 лет женщина только становится привлекательной.

Среди ее поклонников был великий князь Дмитрий Павлович Романов (элегантный молодой убийца Гришки Распутина), композитор Игорь Стравинский (тоже мужчина ничего себе), режиссер Лукино Висконти и уже упоминавшийся гитлеровский разведчик Гюнтер фон Динклаге (моложе дамы на 13 лет). Поговаривают, что перед чарами Коко Шанель не устоял и сам Вальтер Шелленберг.

Дело доходило до того, что герцог Вестминстерский заговорил о свадьбе с парижской модисткой! Но тут вмешались интересы династии – аристократичному жениху нужны были дети, а их Шанель ему родить не могла.

Она никогда не была замужем, умерла без наследников, и ее модная империя могла бы пропасть, если бы не эпатажный немец в темных очках – Карл Лагерфельд. В 1983 году он принял дом Шанель и поддерживал его добрую славу до самой своей смерти в феврале 2019 года. Он даже писал и издавал книги, посвященные основательнице марки.

Ныне весь мир знает духи «Шанель №5», приталенные жакеты и шляпки, отороченные контрастными лентами, и маленькие черные платья, дополненные длинными нитками искусственно жемчуга. И мало кого интересует, насколько высоконравственной личностью была изобретательница всего этого…