Фурцева Екатерина Алексеевна (биография от Шалопая)

Советская власть впервые открыла для женщин России возможность развиваться профессионально и делать карьеру. Но, несмотря на это, в высшем руководстве СССР женщин было мало. Одним из исключений является Екатерина Алексеевна Фурцева – министр и член Президиума ЦК КПСС.

Красавица, спортсменка, комсомолка

Биография Е.А. Фурцевой доказывает: женщина в СССР таки могла все. Но обходилось ей это недешево.

Будущий министр родилась в 1910 году в Вышнем Волочке, в рабочей семье. Отца она едва помнила – он был мобилизован на фронт Первой мировой и вскоре погиб. Мать Матрена Николаевна была в городке женщиной известной – что называется, с характером. Неграмотная ткачиха, она сама растила дочь и пользовалась таким авторитетом у коллег и соседей, что даже  стала депутатом местного совета.

Мать искренне любила Екатерину и желала ей добра. Но женщина, выживавшая с ребенком в труднейших условиях и привыкшая полагаться только на себя, понимала это добро по-своему. В ее представлении, дочь должна была обязательно выдвинуться, подняться по социальной лестнице, и не жалеть для этого ни сил, ни свободного времени. Впрочем, мне кажется, и сейчас для некоторых родителей это главное. Особенно, если сами ничего не достигли.

Екатерина закончила 7 классов в школе и пошла работать ткачихой, как мать. В 1924 году она вступила в комсомол и стала активным членом организации. Энергичная, инициативная, с «правильным происхождением», спортивная и весьма симпатичная, Екатерина Фурцева привлекла внимание комсомольских руководителей. Уже в 1930 году ее направили на руководящую должность по комсомольской линии в Курскую область и в том же году приняли в партию (в 20 лет!). Затем она стала первым секретарем Феодосийского горкома комсомола (что было очень круто!), активно занималась плаванием.

Если закончить ассоциативный ряд, студенткой Фурцева тоже была. Она закончила курсы Аэрофлота в Ленинграде, а затем институт химических технологий в Москве. Правда, не была она отличницей – общественная и партийная работа отнимали много времени, и училась Фурцева так себе. Но диплом получила.

Карьера министра

В 30-е годы в Москве Фурцева занимала должности в аппарате комсомола. Но после начала Великой Отечественной войны очень многие мужчины из партийного руководства отправились на фронт – и их места заняли женщины. Фурцева стала руководить горкомом партии в Куйбышеве (куда ее отправили в эвакуацию, беременной), затем вернулась в Москву и стала работать в столичном партийном аппарате. В 1948 году познакомилась с Н.С. Хрущевым, в 1949 году была представлена Сталину – и обоим понравилась.

Хрущев, придя к власти, и стал продвигать Фурцеву по партийной линии – до членства в Президиуме ЦК КПСС и должности Секретаря ЦК КПСС. Она оказала ему помощь, когда Молотов и Маленков попытались «скинуть» Никиту – под «физиологическим» предлогом вышла из зала заседаний и по телефону вызвала в Кремль всех отсутствующих сторонников Генсека из числа высшего руководства страны.

Фурцева с другими министрами

Впрочем, непостоянный Хрущев ее и понизил – до должности Министра культуры в 1961 году. Для амбициозной и решительной женщины это был шаг назад, но Фурцева сумела «прижиться» на новом месте. Она была сторонником активного культурного обмена с другими государствами, отправляла советских артистов на гастроли (и валюта, и известность) и приглашала в СССР известнейшие западные коллективы. В частности, ей удалось устроить в Москве гастроли театра «Ла Скала» и демонстрацию знаменитой «Джоконды» Леонардо да Винчи.

Екатерина Алексеевна никогда не шла против «генеральной линии партии» — вычищала из партийных органов ленинградцев при Сталине, разоблачала культ личности Сталина при Хрущеве и просто занималась министерской работой при Брежневе.

Умерла она внезапно, не дотянув немного до 64 лет. Официальный диагноз гласил «сердечная недостаточность». Но всеведущее информагентство БиБиСи («баба бабе сказала», а вы что подумали?) немедленно выдвинуло собственную версию.

Личная жизнь Фурцевой

Эта версия была – самоубийство, ибо для министра у Фурцевой явно были недостаточно железные нервы. И на эти нервы действовали как неудачи в карьере, так и проблемная личная жизнь.

Слухи о скоропалительном браке (и столь же скоропалительном разводе) юной Фурцевой с неким работягой из-под Курска остаются слухами. Но летчик П.И. Битков, с которым комсомольская активистка познакомилась в Феодосии – не выдумка. Они не заключали официального брака, но жили вместе с 1935 по 1942 год, у них родилась дочка. Все погубила война – явившись домой с фронта вскоре после рождения ребенка, Петр Битков сообщил, что нашел другую женщину.

Впрочем, все произошло по-человечески. Петр Иванович сохранил с бывшей супругой нормальные отношения, всегда интересовался дочкой, был на похоронах Фурцевой и пережил ее всего на 2 недели…

Второй брак был официальным, но не более счастливым. Дипломат Н.П. Фирюбин ради Фурцевой развелся с женой, и они заключили брак в 1956 году. Но сей джентльмен (образованный и привлекательный) оказался капризным, требовательным и неверным. Он открыто изменял жене, не ладил с падчерицей и тещей и вступил в новый брак через неделю после смерти Екатерины. С другой стороны — нечего было чужую семью разбивать, как вы думаете?

Конечно, у привлекательной, продвинутой женщины были романы и между этими двумя браками. Чего не было – интрижки с Н.С.Хрущевым (он был примерным семьянином).

Иностранные СМИ отмечали элегантность Фурцевой, ее умение одеваться и держаться на людях. Одновременно она умела и «быть своей» в чисто мужском коллективе, могла, не поморщившись, «хлопнуть» стакан водки и послать кого надо в далекое эротическое путешествие.

«Интеллигентные» шутники сочиняли много анекдотов про «ткачиху» в должности министра культуры. Но настоящая интеллигенция зачастую относилась к Екатерине Алексеевне вполне позитивно. С нею дружила певица Зыкина. За нею ухаживал директор «Ла Скала». Королева Британии предложила Фурцевой звать себя «товарищем Елизаветой». О ней восторженно отзывался гениальный певец Муслим Магомаев. Министр способствовала продвижению таких талантов, как Марк Захаров и Олег Табаков. Она нередко разрешала «сомнительные» концерты и постановки на свой страх и риск. Впрочем, министр продолжала придерживаться «линии партии» и вольнодумства не одобряла. В чем пришлось убедиться великому музыканту Мстиславу Ростороповичу, который поддержал опального Солженицына и сам был вынужден покинуть Советский Союз. И с Пикассо Фурцева была лично знакома, хотя самый известный анекдот о ней обвиняет ее в незнании имени художника.

В конце концов, интеллигентность измеряется не только и не столько дипломом. Иные ткачихи уж точно интеллигентней сочинителей анекдотов.