Михаил Фрунзе (биография от Шалопая)

В СССР его называли «непобедимым маршалом», и в целом заслуженно. Он действительно успешно провел все порученные ему сколько-нибудь крупные военные кампании (речь идет о событиях гражданской войны). Но тут есть целых два «но»: Фрунзе не был маршалом, и до получения командных должностей в Красной армии не только не имел фундаментального военного образования, но и вовсе не мог похвалиться каким-либо опытом по этой части!

Человек с принципами

Михаил Васильевич родился далеко от мест сосредоточения революционеров – в Бишкеке (тогда город именовался Пишпек, а в советское время – Фрунзе!). Произошло это в 1885 году, отец был фельдшером. Семья была небогатой, но учить сына себе могла позволить. Миша отлично учился в школе и дополнительно занимался в кружке самообразования при гимназии. Там-то его и познакомили с революционными идеями, пока чисто теоретически. Но затем молодой человек решил учиться дальше, и в 1904 году поступил в Политехнический институт в Петербурге.

Ну, тут все завертелось быстро и сразу. Не успев прибыть в столицу, молодой Фрунзе немедленно вступил в нелегальную РСДРП. А потом случилось 9 января 1905 года. Молодой студент шел в толпе манифестантов, воочию наблюдал расстрел (прозванный затем «Кровавым воскресеньем») и даже сам получил пулю в руку. Эти события превратили молодого человека в жесткого красного боевика, весьма опасного для действующей власти.

Во время первой русской революции Фрунзе руководил боевыми дружинами восставших рабочих в Шуе и Ивано-Вознесенске, руководил всеобщей стачкой иваново-вознесенских ткачей. Арестованный в 1907 году, он сопротивлялся полиции, даже пытался убить пристава (обращаться-то с оружием он успел научиться!). Ему вынесли смертный приговор. Но общественность была против, и приговор заменили каторгой и ссылкой.

Дальше все пошло еще круче. Фрунзе не желал поступаться принципами, осторожничать и сидеть без дела на каторге. Он упорно продолжал нарушать законы империи: сопротивлялся полиции, организовывал каторжан и ссыльных. Его биография стала напоминать приключенческий роман с продолжениями. В 1915 году он сбежал с места поселения (в Иркутской губернии), добыл поддельные документы и жил с ними сначала в Чите, а потом и в Москве, и Минске. При этом Фрунзе умудрялся продолжать партийную деятельность и иметь легальную работу! Он даже устроился в штаб Западного фронта (в 1916 году) – хоть и на тыловую должность, но все равно.

По подложным документам, под именем Михаила Александровича Михайлова, 4 марта 1917 года он был назначен исполняющим обязанности начальника минской милиции. В Белоруссии с тех пор в этот день стали праздновать день милиционера, а Фрунзе пришлось круто поменять специализацию и в несколько дней освоить то, на что другие тратили годы.

Карьера красного командира

В 1917 году Фрунзе еще занимался более-менее привычными делами – руководил сменой властей губернского уровня в ходе Февральской революции, командовал рабочими дружинами, затем способствовал установлению на местах Советской власти. Но уже в начале 1918-го ему пришлось сменить сферу деятельности – стать военным комиссаром Иваново-Вознесенской губернии. Далее понеслось: военный комиссар Ярославского округа, командующий 4-й армией, Туркестанской армией. Южной группой войск Восточного фронта, всего Восточного фронта, Южного фронта… Противниками Фрунзе выступали не зеленые новички – ему приходилось сражаться против офицерских частей Колчака и Врангеля, против лихих атаманов и восточных эмиров и беев. При этом их всех командир, чей военный опыт до революции сводился к нескольким нападениям на полицейских (без смертоубийства), уверенно побеждал. Представь себе, что второразрядник обыгрывает в шахматы гроссмейстеров! Причем на поле боя не фигурки, а живые люди.

Операции Михаила Васильевича по взятию крепости Бухары и Перекопских укреплений в Крыму (и то, и другое – в 1920 году) и сегодня считаются классикой военной науки. В 1921 году он сумел покончить с атаманщиной и петлюровщиной на юге Украины (а батька Махно тоже ведь был талантливым военным самородком!).

Чем можно объяснить такие успехи человека, не имеющего никакого военного образования? Сложно сказать. Фрунзе не первый, кому такое удалось – вероятно, существует некий абсолютный врожденный военный талант, вроде абсолютного слуха. Имело значение и то, что Михаил Васильевич был внимателен к окружающим, умел заметить среди них способных людей и продвинуть их. При этом он не зацикливался на «рабоче-крестьянском происхождении», ориентируясь более на личные и военные качества. Среди его выдвиженцев были и люди из «низов», и опытные и образованные царские офицеры (примерами могут стать знаменитый Василий Иванович Чапаев и не менее знаменитый будущий герой Великой Отечественной генерал Карбышев).

Также Фрунзе, хоть и мог при необходимости действовать жестко, не считал террор основным инструментом военного. Он охотно давал амнистию солдатам и офицерам противника, а также «классово чуждым элементам», если те прекращали сопротивление, признавали Советскую власть и переходили на сторону Красной армии (плохо только, что большинство из них все равно потом, через 15-20 лет, были расстреляны или сосланы в ГУЛАГ, но это уже другая история). Во время сражения за Крым он предложил барону Врангелю и его людям беспрепятственную эвакуацию куда пожелают и смогут, если они прекратят сопротивление (правда, Врангель не послушался).

Не удивительно, что после всего этого М.В. Фрунзе продолжил заниматься военными делами – стал основателем и первым начальником Военной академии РККА (ныне носящей его имя), занимал посты в высшем военном руководстве (вплоть до наркома). А маршалом он таки не был – его официальное воинское звание было «командующий фронтом».

Военный без политических претензий

Сейчас многие любители скандалов пытаются искать в биографиях советских деятелей сомнительные «интересные факты». Но с Фрунзе у них это получается плохо, ибо после окончания гражданской войны он вел весьма спокойную жизнь. Михаил Васильевич не лез в политические дрязги, не претендовал на ключевые роли во власти, и, соответственно, не раздражал тех, кто это делал. Женат он был единожды, в порочащих связях не замечен, а детей любил и хорошо воспитывал (его дочь Татьяна, химик, жива до сих пор, а сын Тимур погиб во время Великой Отечественной, став Героем Советского Союза). После смерти отца и матери дети Фрунзе росли в семье К.Е. Ворошилова – они дружили, и советский маршал счел себя ответственным за судьбу детей друга.

А пришлось Ворошилову делать это потому, что непобедимый Фрунзе дожил всего до 40 лет. Тут-то поклонники теории заговоров особо активны – его смерть приписывают злому умыслу Троцкого или Сталина (куда ж без него!). Но все банальнее. У Фрунзе была язва желудка, и умер он вскоре после операции по этому поводу. Если учесть, что смертность в подобных случаях и сейчас может достигать 40 %, причина смерти уже убедительная. Но есть еще одна деталь: во время операции врачами была допущена неточность при назначении наркоза. Такие ошибки часто оказываются фатальными. Но увидеть тут злой умысел сложно хотя бы потому, что решение о дополнительном наркозе было принято уже в ходе операции.

А в военных учебных заведениях продолжают изучать Бухарскую и Перекопскую операции. И лучшие стратегические умы страны развивают свои таланты в стенах Академии Фрунзе…