Шаляпин Федор Иванович (биография от Шалопая)

«Есть в Москве три царя: Царь-пушка, Царь-колокол и Царь-бас» – так говорили в России в начале ХХ века. Федор Шаляпин и был третьим из них. И одарили его царским титулом не только за вокальное дарование, но и за сценические роли царей.

Мальчик из церковного хора

А происхождение у царского величества было самое простонародное: крестьянский сын. Родился Федя в 1873 году, причем при рождении был записан в метрике «Шляпкиным» (писарь недосмотрел). Семья была относительно зажиточной – во всяком случае, Федю не только выучили грамоте, но и дали ему закончить городское училище. Правда, заодно его обучали на сапожника…

А как же церковный хор? Да был и он. Правда, легенда гласит, что взяли Федю в него не с первого захода – голос-то был сильный, но слишком «дикий», плохо поставленный. Но затем им заинтересовался церковный регент, и назначение все-таки состоялось. В хоре Федю выучили петь по нотам.

В 1889 году юный Федор поступил на работу в театр – статистом. Во время первого выхода на сцену (ему надо-то было исполнить пару строк в роли жандарма!) он напрочь утратил с перепугу дар речи и чуть не загубил свою карьеру. Но уже на следующий год он исполнял небольшие партии – первой из них стал Зарецкий (приятель Онегина) в опере Чайковского. Голоса со страху он более не терял, хотя без курьезов не обошлось – как-то 17-летний Шаляпин прямо на сцене сел мимо стула. Вскоре он нашел себе добровольного учителя пения – певец Д.А. Усатов оценил потенциал Шаляпина и помог ему (бесплатно!) научиться правильно пользоваться своим голосом.

В результате в 20 лет молодой человек уже выступал в столицах, а в 22 года стал официальным участником Императорской оперной труппы.

Частный бизнес и опера

Тем не менее, настоящий взлет его карьеры случился «в частном секторе». Знаменитый промышленник и покровитель искусств Савва Мамонтов «перекупил» Шаляпина у государя императора для своей частной московской оперы. До 1899 года Шаляпин выступал у него, и сам потом считал эти годы важнейшими для своей карьеры.

Причем Мамонтов был настолько доволен своим «приобретением», что разрешил Шаляпину творить в театре, чего душа пожелает. И тот немедленно творчески развернулся: после работы у Мамонтова у Федора Ивановича появилась привычка к особенным сценическим костюмам и гриму, который он менял иногда по несколько раз за спектакль. Будучи хорошим рисовальщиком, часть эскизов певец создавал сам, а Мамонтов безропотно платил по счетам.

Это был успех, и в 1899 году Шаляпин вернулся в императорскую труппу уже в зените славы. Однако зазнаваться он не спешил и, получив приглашение из знаменитого театра Ла Скала, попросту перепугался. Со страху Шаляпин пошел на хитрость – загнул дирекции самый большой гонорар, какой смог вообразить. Когда в Ла Скала немедленно на все согласились – пришлось ехать.

Цари и дьявол

Далее Шаляпин стал чем-то вроде очередного официального символа России. Его Мефистофель в опере «Фауст» неизменно делал зрителей более богобоязненными – к этому образу особенно удачно пришлась любовь артиста к оригинальному гриму. Успешно играл он и царей – Ивана Грозного (не только в опере, но и в кино) и Бориса Годунова. Было еще множество ролей, как в русских, так и в европейских операх. Шаляпин прославился также отличным исполнением русских народных песен. Он был неплохим рисовальщиком и скульптором (и даже высказывал сожаление, что не сделал последнее занятие основным в своей жизни) и сам написал свое жизнеописание.

При этом биография певца вовсе не была прилизанной картинкой успеха. Да, у него было множество знакомых в самых разных кругах (от князей до «крамольного» Горького), а его часы стоили больше императорских. Но в 1905 году Федор Шаляпин, не потрудившись даже скрыть это, собирал своими концертами деньги в помощь революционным рабочим! А во время Первой мировой он оснастил два лазарета и запретил упоминать об этом в прессе, ибо для дела, а не для рекламы!

Большевики об этом не забыли – в советской России Шаляпин стал первым народным артистом. Но, думаете, дальше все было гладко? Как бы не так!  Вскоре певец задержался на заграничных гастролях, да еще неосторожно помог кому-то из русских эмигрантов… в результате его лишили не только звания, но и гражданства. Хотя сам он никогда не изъявлял желания оставить СССР. Впрочем, не расстреляли – и то хорошо…

Остаток своих дней Федор Иванович доживал во Франции, продолжая активно гастролировать. Умер он в Париже в 1938 году, в 65 лет. Причина смерти Шаляпина – лейкоз (в просторечии известный как белокровие или рак крови).

Без особых скандалов

Несмотря на известность и популярность, папарацци тех времен не слишком трепали имя Шаляпина, хотя его личная жизнь оказалась, мягко скажем, не безупречной. Певец был женат дважды. Да еще как! Представляете: имея супругу, балерину Иолу Торнаги, и 5 детей (шестой ребенок умер маленьким), он зарегистрировал второй брак – с Марией Петцольд. Семья получилась, как у султана какого-нибудь – одна жена и 5 детей в Москве, вторая, трое детей и 2 пасынка – в Петербурге. Интересно, а в те времена за двоеженство в тюрьму сажали?

За границу с артистом поехала вторая супруга, но дети от первого брака тоже не отказывались от отца.

Популярные «интересные факты» из жизни Шаляпина в основном связаны с его вокальными данными. Существует масса легенд о количестве разбитого им голосом стекла и задутых свечей. В частности, в Крыму уверены, что визит Шаляпина в Эстрадный грот князя Л.С. Голицына (основоположника крымского промышленного виноделия) стоил хозяину немалого количества посуды и его знаменитого (по сей день) шампанского – у гостей полопались бокалы. Правда, скептики утверждают, что Шаляпин не то что посуды князю не бил, но и в Крыму никогда не был, но грот все равно именуют теперь его именем…

 

А еще он до сих пор служит своеобразной единицей измерения певческого дарования. Скажешь «второй Шаляпин!» или «не Шаляпин!» – и сразу все ясно. И да: именно Федор Иванович сделал знаменитой фразу «люди гибнут за металл» – она взята из арии Мефистофеля…